Московский регион нуждается в альтернативных видах транспорта. Ситуация на дорогах такова, что состоятельные жители столицы и области все чаще будут предпочитать автомобилям более дорогой, но и скоростной способ добраться до работы, загородного дома, аэропорта — вертолетное такси. Небо над Москвой до сих пор закрыто для частных полетов, однако вертодромы вокруг МКАД появляются как грибы после дождя. Соответствующей инфраструктурой обрастают и элитные коттеджные поселки, и объекты коммерческой недвижимости: наличие вертолетной площадки теперь — это приятный бонус, которым можно щегольнуть перед богатым клиентом.
Чиновники, на взлет
О том, что часть транспортных потоков надо поднимать в небо, власти заговорили несколько лет назад. Так, в 2012 г. пресс-секретари президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева сообщили: чтобы не создавать лишних пробок, первые лица страны будут чаще передвигаться на вертолетах. Тогда же экс-губернатор Московской области Сергей Шойгу заявил о планах превратить Подмосковье в центр малой авиации и пообещал к 2015 г. построить в регионе многофункциональный авиацентр, а Минтранс принялся разрабатывать концепцию воздушного сообщения над столицей. В 2013 г. вертолетная площадка открылась на территории Кремля.
К началу 2014 г. либерализации воздушного пространства над Москвой не случилось: полеты здесь по-прежнему запрещены федеральным законодательством. Подняться в небо над столицей можно лишь в исключительных случаях и только МЧС, «Скорой помощи», полиции, пожарным. Несмотря на достигнутые договоренности столицы и Подмосковья об организации доступного вертолетного транспорта, сообщение между вертодромами и площадками регионов не налажено. Например, внутри МКАД действуют лишь площадки при больницах, единственный сертифицированный вертодром Москвы находится в Солнцеве.
У области 115 вертолетных площадок общего назначения, рассказывают в подмосковном министерстве транспорта, но пригодны для использования лишь 59. Из них 26 принадлежат физлицам, 18 — компаниям, 9 — муниципалитетам, 2 — региональному правительству, еще 3 — в ведении МВД и 1 — у Минтранса России. На муниципальных площадках нередко организованы автомобильные стоянки, и вертолеты садятся здесь лишь от случая к случаю.
В 2014-2015 гг. ситуация в регионе может измениться: вокруг МКАД должны появиться 10 вертолетных площадок, которые будут строить за счет частных инвесторов. Общий объем инвестиций в масштабный проект в подмосковном правительстве оценили в 475 млн руб. Загвоздка в том, что у региона вокруг кольцевой дороги в собственности земли не осталось. Сейчас областное минимущества и муниципалитеты ведут переговоры с владельцами участков. Минтранс же провел встречу с потенциальными инвесторами — «Барколом», «Малавией», «МД аэрогруп», МКЛ и т. д. Вложиться в стройку согласилась вертолетная компания «Аэросоюз».
Частная инициатива
«Компания работает уже 11 лет. Сначала было сборочное производство, потом мы полностью сконцентрировались на продажах и обслуживании вертолетов известных марок, обучении полетам. Затем стало ясно: единственная жизнеспособная форма существования нашего бизнеса — строительство вертолетных центров с возможностью базирования авиапарка», — вспоминает президент «Аэросоюза» Александр Климчук. Сейчас у «Аэросоюза» в области действуют вертолетный центр в «Волене» в Дмитровском районе и центр «Реутов» на Горьковском шоссе. Скоро открытие еще одного — в бизнес-центре «Гринвуд» на Волоколамском шоссе. В планах — довести количество своих площадок на МКАД до 10, а число региональных центров — до 40.
Проект в Мякинине, получивший название «Хелипорт Москва», развивает группа НДВ. Председатель совета директоров НДВ Александр Хрусталев уже заявил о намерениях превратить «Хелипорт Москва» в крупнейший в мире вертолетный центр. «Идея родилась из сугубо практических задач. Купив вертолет, я не нашел удобной площадки для его базирования и обслуживания рядом с Москвой и решил сам построить ее. На Новой Риге в 500 м от МКАД мы нашли участок, который подходил для этих целей, и взяли его в долгосрочную аренду. Но 3 га — слишком много для клубного вертолетного проекта, поэтому решили сделать что-то принципиально новое для рынка», — говорит он. В НДВ оценивают объем инвестиций в проект в $100 млн.
В Мякинине будут применены инновационные решения, рассказывает Хрусталев, например, ангар для авиатехники станет многоэтажным. Вертолеты будут садиться на выдвижные платформы, которые потом будут заезжать обратно в ангар, что позволит базировать здесь 250 единиц техники. В НДВ также обещают не ограничиваться стройкой в Мякинине. «На данный момент мы стратегически определяем места для размещения вертолетных площадок», — делится Хрусталев.
По соседству, на крыше «Крокус экспо», с 2013 г. работает еще один хелипорт. Его создала компания Heliexpress. Учредителями компании стали «Русские вертолетные системы» (РВС), специализирующиеся на продаже и обслуживании легких и средних вертолетов и подготовке пилотов, и авиакомпания «Ютэйр», которая использует вертолетную технику для работы по контрактам ООН, говорит директор по связям с общественностью РВС Азад Каррыев.
В день на площадке в Мякинине взлетает и приземляется 20-25 вертолетов, сообщает Хрусталев. С 2010 г., когда ввели уведомительный порядок для воздушных судов в Подмосковье, общее количество полетов возросло в 5-7 раз, утверждает Каррыев. «Наверняка вы считаете, что вертолетным транспортом сейчас пользуются одни лишь безумные олигархи: нефть, газ, колбаса, золото, бриллианты. Но наш основной клиент — владельцы среднего и малого бизнеса и топ-менеджеры. Девелоперы часто пользуются вертолетами для облета строительных площадок», — уверяет Климчук.
В «Хелипорт Москва» часто приезжают полетать молодожены, люди празднуют здесь дни рождения, говорит Хрусталев. По его словам, час полета на вертолете Robinson R44 стоит 25 000 руб., но пассажиров может быть трое, тогда каждый заплатит чуть больше 8000 руб. Из «Внуково» в «Шереметьево» можно долететь за 4000-5000 руб. на троих — сопоставимо с такси по стоимости, время в пути — минут 12, рекламирует Климчук.
Совершенство без предела
На сайте Heliexpress предлагаются полеты в 20 городов центральных областей России и Северо-Запада, два экскурсионных маршрута и один охотничий. Компания также доставляет своих клиентов в несколько санаториев и гольф-клубов. Для владельцев загородных спортивных и развлекательных комплексов вертолетное сообщение в буквальном смысле позволяет не растерять клиентов в пробках. «Дмитровское шоссе в последние два года реконструируют, многие стали прилетать к нам на вертолетах. Учитывая камерность клуба, можно смело сказать: каждый третий имеет собственный вертолет. Его можно купить за $600 000-700 000, а в обслуживании он не дороже автомобиля премиум-класса», — говорит Дмитрий Козаченко, гендиректор «Целеево гольф- и поло-клуба». В «Целеево» используют вертолеты для показа территории и домов клубного поселка, а также устраивают для членов клуба развлекательные мероприятия, например гольф на вертолетах. Площадка стоит недорого, утверждает Козаченко, нужно ровное поле 4 × 4 м, а вертолеты марки Robinson можно посадить на обычную автомобильную парковку.
К вертолетным площадкам гораздо больше требований, уверяют строители. На посадочной площадке должны быть предусмотрены зона приземления и отрыва, зона конечного этапа захода на посадку и взлета и зона безопасности, говорит эксперт ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России«Виктор Щелкунов. Помимо посадочной площадки необходимы рулежные дорожки, места стоянок вертолетов, служебно-техническая территория, средства метеорологического и светосигнального оборудования. Необходима полоса воздушных подходов для набора высоты и разворота при взлете, захода на посадку и снижения вертолета.
«Вертолетные площадки есть на многих подмосковных трассах — Дмитровке, Новой Риге, Ленинградке. Это не такие редкие объекты, чтобы брать на себя их самостоятельное содержание», — уверен управляющий партнер компании «Миэль — загородная недвижимость» Владимир Яхонтов. «В 10 минутах от наших поселков есть большой вертолетный центр», — объясняет директор по маркетингу Villagio Estate Антон Гололобов нежелание компании создавать собственную вертолетную площадку.
По данным Blackwood, в Подмосковье сейчас лишь 5-7% поселков имеют собственную вертолетную инфраструктуру («Княжье озеро», «Пирогово», Agalarov Estate и др.). «Это прерогатива элитного сегмента. Ожидать, что вертолетное сообщение станет альтернативой автомобилю или железнодорожному транспорту, не стоит. В собственных проектах мы всегда учитываем близость именно железной дороги», — говорит гендиректор компании «Вектор инвестментс» Дмитрий Бадаев. В эконом- и бизнес-классе вертолетная инфраструктура не имеет смысла, соглашается учредитель Goodwood Александр Дубовенко. «Однако среди наших клиентов были те, кто владел такой техникой или собирался ее приобрести. Дома эти люди себе купили в итоге в тех поселках, где были площадки», — признается он.
Туманные горизонты
Девелоперы высококачественной коммерческой недвижимости еще менее охотно занимаются вертолетной инфраструктурой. По оценке Михаила Якубова, заместителя директора отдела стратегического консалтинга JLL, в столице не более 20-30 зданий приспособлено для принятия вертолетного транспорта. По московским строительным нормам для зданий и комплексов более 50 м высотой, а при наличии жилой части — более 75 м нужно предусматривать вертолетные площадки, для зданий меньшей этажности «это чистый фетиш», добавляет он. Вертолетные площадки есть в небоскребах «Москва-сити», в Nordstar Tower, вспоминает Виктор Щелкунов. За МКАД их тоже немного, говорит Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield, это объекты девелопера Crocus или комплекс зданий правительства Московской области.
«До тех пор пока небо над столицей будет закрыто для частной авиации, наличие вертолетных площадок не будет влиять на капитализацию объектов коммерческой недвижимости», — уверена Мария Стольникова, директор по развитию стратегического консалтинга CBRE. По мнению Юлии Горловой, директора департамента консалтинга Colliers International, вертолетное сообщение может быть интересно для таких масштабных загородных проектов, как «Рублево-Архангельское» или «Сколково», парк «Россия». К этому списку Лада Белайчук добавляет офисные кластеры в «новой Москве», которые, возможно, станут более привлекательными для чиновников, если до работы можно будет добираться на вертолете.
Небо над Сан-Паулу
В бразильском Сан-Паулу находится один из самых больших в мире парков вертолетов, второй после Нью-Йорка. Один из трех аэропортов города работает главным образом на вертолетный парк. Если посмотреть на город с высоты, то на крышах большинства высотных офисных и жилых зданий есть вертолетные площадки. Вертолет легко взять в аренду вместо такси, чтобы избежать пробок. Стоимость полета высока — $1500 в час, дополнительные расходы — от $600. На 11 млн горожан приходится лишь 420 владельцев вертолетов, говорит Лада Белайчук из Cushman & Wakefield. «Зачастую пробки образуются за счет поездок vip-персон и перекрытий дорог, в таком случае даже несколько вертолетов могут разгрузить несколько автомагистралей», — уверена она.
Источник: Ведомости